9 октября, ?Жэньминь жибао? онлайн -- 5 октября по местному времени в Атланте 12 стран Транс-Тихоокеанского партнерства (на английском сокращенно TPP) достигли базового соглашения, что означает формальное завершение пятилетнего процесса переговоров TPP. Президент США Барак Обама позже заявил: ?Мы не можем позволить таким странам как Китай, писать правила мировой экономики?. Пресс-секретарь Министерства коммерции КНР в связи с этим сообщил, что китайская сторона в соответствии с правилами ВТО содействует продвижению открытой позиции строительства экономической интеграции АТР.
Обама не скрывает, что основной целью ТТР во главе с США является сдерживание Китая, исключение Китая из нового раунда мировых торговых ?игр?, несмотря на то, что США неоднократно заявляли о том, что ТТР отнюдь не направлено против Китая. Тем не менее, если цели ТТР во главе с США направлены против Китая, то это вполне нормально и легко прогнозируемо.
В действительности, когда Обама выдвинул стратегию ?возвращения США в Азию?, перебалансирования Азии, намерения США против Китая уже были вполне очевидны. США рассматривает Китая как основного стратегического соперника в Азии, этот ?секрет? всем хорошо известен, а также в некоторой степени отражает рост влияния Китая в Азии. Подобная реакция на подъем Китая такой мировой сверхдержавы как США не удивительна, Китай, являясь восходящей региональной властью, должен на равных дать разумный стратегический ответ.
Однако, попав под ограничивающие идеи того, что ?ТРР – это платформа для сдерживания Соединенными Штатами Китая?, многие люди не понимают в полной мере возможное влияние ТРР на Китай, полны ненужных страхов по отношению к ТРР. Кажется, что как только будет достигнуто соглашение ТРР, Китай немедленно попадет в окружение, возглавляемое США, крупные торговые возможности для Китая будут потеряны. Такой настрой не соответствует реальности ТРР, а также серьезно недооценивает влияние Китая на мировую торговлю.
Необходимо учитывать, что в настоящее время Китай является важнейшим торговым партнером для многих стран, Китай и США также являются важными торговыми партнерами друг для друга. Китай – крупнейший торговый партнер для таких стран как Япония, Австралия, Южная Корея, Индия и т.д. Кроме того, Китай подписал двусторонние и многосторонние соглашения о свободной торговле с практически всеми странами, входящими в ТРР (например, Австралия, Сингапур и др.). Эти механизмы определили, что если Китай не участвует в ТРР, то по-прежнему остается самой важной торговой силой в мире.
Доля Китая в мировой торговле превышает 12%, вклад Китая в рост мировой экономики составляет более 30%, а влияние на мировые товары превышает 50%. В этих условиях, достижение двенадцатью странами ?Торгового соглашения 21 века?, исключающего Китай, точно не является моделью торговли 21 века, а скорее является шуткой мировой торговли 21 века. Китай должен по-прежнему поддерживать стратегическую силу и активное участие, активное реагирование, не должен ?приходить в ужас при одном упоминании об этом?, если правила мировой экономики не будут включать Китай, то, конечно, их нельзя называть правилами мировой экономики.
Автор – экономист Ма Гуанъюань.