10 марта, ?Жэньминь жибао? онлайн -- С приходом новой администрации в начале этого года, США начали регулировать американо-европейские отношения. Президент США Джо Байден в своем выступлении на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности 19 февраля заявил, что ?США вернулись, Трансатлантический альянс вернулся?. Некоторые люди считают, что Соединенные Штаты начали восстанавливать отношения с Европой для совместной борьбы с Китаем. Другие обратили внимание на своевременное завершение переговоров между КНР и Европой по инвестиционному соглашению в конце прошлого года, а также на официальное вступление в силу договора о географических указаниях между КНР и ЕС, считая, что такими действиями Китай перетягивает на свою сторону Европу для противодействия США. Эти мнения связаны с игрой с нулевой суммой и старым мышлением о ?выборе стороны?, что не соответствует будущему китайско-европейских отношений.
Отвечая на вопросы китайских и иностранных журналистов 7 марта, член Госсовета и министр иностранных дел КНР Ван И также затронул эту тему. ?Китайская сторона считает, что Китай и ЕС - две важные силы в многополярном мире. Отношения между ними носят равноправный и открытый характер, не направлены против третьих сторон и не подвергаются их влиянию. Поэтому сомнения о том, что Китай надеется разобщить США и Европу, излишни?, - подчеркнул Ван И.
Китай на протяжении длительного времени поддерживает процесс интеграции в Европе, а также большую роль ЕС в международных делах. КНР и Европейский Союз преследуют общие интересы по обширному кругу международных вопросов. В 2003, 2014 и 2018 годах правительство Китая опубликовало три документа по политическим мерам в отношении ЕС. Согласно этим документам, развитие отношений с Европейским Союзом рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений во внешней политике Китая. Глава МИД КНР также подчеркнул, что ?китайская сторона рада видеть постоянно укрепляющийся стратегической автономии ЕС, приверженность Европейского Союза к концепции мультилатерализма, а также его усилия для координации сотрудничества с другими странами?.
Дальновидные политики Европы придают большое значение развитию отношений с Китаем. В конце февраля президент Франции Эммануэль Макрон провел телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином. Французский лидер дал положительную оценку развитию французско-китайских отношений, выразил готовность активно продвигать двусторонние контакты и сотрудничество. В прошлом месяце канцлер Германии Ангела Меркель в ходе саммита глав государств ?Группы 7? (G7) отметила, что ?Группа семи? надеется на укрепление сотрудничества со странами ?Группы 20? (G20), особенно с КНР. Итальянский политик Фабио Массимо Паренти (Fabio Massimo Parenti) заявил, что в 2020 году Китай впервые стал крупнейшим торговым партнером ЕС, Европейский Союз не намерен отказываться от развития двусторонних отношений на базе сотрудничества и обоюдного выигрыша ради США.
С другой стороны, желание новой американской администрации улучшить отношения с Европой является неким утешением для стран ЕС. Меркель и Макрон приветствовали позицию Байдена, а ?Группа 7? заявила о том, что ?2021 год станет поворотным в мультилатерализме?. Однако Меркель также считает, что следует признать существующие ?сложные противоречия? в отдельных сферах между ЕС и США. Интересы Европы и Соединенных Штатов не будут всегда едиными, стороны должны открыто обсуждать существующие разногласия.
По сообщению американской газеты The Washington Post, ?многочисленные европейские страны пересматривают свой статус. Даже если Байден готов пойти на углубление отношений с Европой, позиция европейских стран будет в некоторой степени отличаться?. Согласно информации американского телеканала CNBC, восстановить американо-европейские отношения отнюдь непросто. Проблемы, которые были актуальными во время правления Дональда Трампа, а именно налоговые и торговые трения, споры по газопроводу ?Северный поток-2?, разделение военных расходов НАТО, не будут решены простым приходом Байдена к власти.